| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По украинским Карпатам Для тех, кто увлекается энтомологией, историей или коллекционированием военного снаряжения в сочетании с туризмом, очень интересный и физически не тяжелый поход пролегает в Украинских Карпатах от Яблоницкого перевала до конечной точки хребта Черногора - горы Черной. Весь маршрут можно пройти, не торопясь за 5-6 дней, включая одну дневку, и тогда поход доставит удовольствие и подарит чудесный отдых. Вы прогуляетесь по карпатским лесам и полонинам, побываете на самой высокой вершине Украинских Карпат - горе Говерла, пройдете по высокогорному хребту Черногора, сможете вволю половить бабочек и жуков и заняться множеством других интересных дел. На протяжении маршрута встретится немало интересного, а грибы и ягоды украсят ваш походный стол. Любой маршрут по Украинским Карпатам лучше всего начинать в городе Львов. Поезд "Львов - Рахов" в интересующий нас район уходит от Львовского вокзала в 14 часов 38 мин (время киевское). Ехать нужно до станции "Вороненка". Поезд прибывает туда около 23 часов вечера. В дороге лучше всего как следует поесть и отдохнуть. В общем вагоне это сделать невозможно, и поэтому не жадничайте, берите билеты только в плацкартный вагон, купейных там просто не предусмотрено, а поесть по прибытии, практически уже ночью, в полной темноте будет трудно. На станции "Вороненка" поезд стоит всего одну минуту и к выходу с рюкзаками необходимо подготовиться заранее. Освещение есть только у станции и поэтому фонарики должны быть наготове. Не забудьте захватить из Львова запас воды на ночь. Набирать воду в поезде я не советую, а искать ее потом в темноте будет негде. Да и можно сказать заранее - запас воды нужно иметь всегда. Несмотря на влажность и дожди, вода на водораздельном хребте есть далеко не всюду. Вообще, на любом дневном переходе нужно иметь не менее 0,5 литра воды на одного человека. Никто не надорвется, но и от всяких случайностей группа будет тоже застрахована. Отдельно стоит сказать о дожде. Сильный или моросящий дождь явление почти каждодневное и обычное. Пугаться этого не стоит, часто бывает и отличная солнечная погода, а вот водонепроницаемую палатку и полиэтиленовую накидку от дождя - для себя и для рюкзака - нужно иметь обязательно, иначе можно не высохнуть до конца похода. Вещи и еду в рюкзаке необходимо уложить в полиэтиленовые пакеты. Желательно иметь две пары обуви. Не стоит брать с собой тяжелую обувь, типа горных ботинок - она промокнет во влажной от росы или дождя траве и просушить ее будет очень трудно. Лучше всего взять кроссовки с толстой подошвой и кеды. Чтобы разжечь костер в любую погоду, необходимо иметь достаточный запас сухого горючего из расчета одна таблетка - один костер и несколько коробок спичек в водонепроницаемой упаковке. Несмотря на наличие дров, очень пригодится примус. Дрова могут быть насквозь сырыми, и в дождливую погоду, примус окажет огромную услугу. Он незаменим и там где дров нет, или почти нет - на хребте Черногора. От станции, оставив, справа железнодорожный туннель, грунтовая дорога поднимается в гору. Пройдя между двумя изгородями - плетнями, дорога доходит до перекрестка и спускается вниз. Наш путь уходит влево. Мы находимся на дороге, проходящей по "гребню" водораздельного хребта. По этому же гребню с октября 1918 г. по март 1939 года проходила польско-чехословацкая граница, образовавшаяся после Первой Мировой войны. Это хорошо видно по пограничным столбикам, идущим практически везде вдоль бывшей границы. В марте 1939 г. после "Мюнхенского сговора" о разделе Чехословакии эта часть территории Карпат отошла к Венгрии (Прикарпатская Русь), а после 1 ноября 1939 г. вошла в состав СССР. До этого же места можно добраться от шоссе Ивано - Франковск - Рахов, остановившись на Яблоницком перевале. По дороге, отходящей влево от площадки на перевале необходимо пройти по селу Яблоница. В течение полутора-двух часов вы дойдёте до места пересечения с дорогой, поднимающейся от станции Вороненка. Ночевать возле перекрестка в этом случае совершенно не требуется. Лучше пройти дальше и переночевать на горе Пидбирдо. Дальше маршрут проходится с теми же стоянками, что предусмотрены при движении от станции "Вороненка". От этого места пограничные гранитные столбики будут сопровождать вас практически вдоль всего маршрута. Они отсутствуют лишь вначале, пока двигаешься по селу. Очень важно их не терять. Водораздельный хребет делает практически незаметные на первый взгляд повороты, которые зачастую можно проскочить. И если впереди в течение 20-30 минут не встретились пограничные столбики, можно с уверенностью сказать - вы сбились с дороги. Необходимо вернуться назад к последнему замеченному столбику и поискать продолжение маршрута. Всегда внимательно смотрите на столбик сверху. На нем четырьмя рисками нанесены стороны света и двумя более длинными рисками направление границы в обе стороны. На боковых гранях столбиков указаны сокращенные названия пограничных государств и номер столба. Он может пригодиться для определения своего местоположения. Еще один необходимый ориентир - наличие в некоторых местах вдоль дороги или тропы большого количества ржавой колючей проволоки, оставшейся еще с первой Мировой войны. Итак, ночь и группа на перекрестке. Идти куда-то далее нецелесообразно. Справа от дороги есть небольшая ровная площадка, на которой могут поместиться несколько палаток. Ночевка тут не слишком комфортна, но ничего не поделаешь, идти до ближайшего удобного места достаточно далеко и делать это в темноте нежелательно. Многочисленные группы могут остановиться у железнодорожной станции, не доходя туннеля, и перейдя через линию железной дороги в правую сторону. Комфортность этого места весьма сомнительна, ну а следить за своими рюкзаками нужно всегда. На этом этапе вы скорее всего не найдете ничего интересного, разве что на дороге встретится какой-нибудь жук или вдалеке мелькнет бабочка. На следующее утро, слегка перекусив, выходите на маршрут. Питьевую воду можно попросить у любого домика, вам не откажут. Нормальный горячий завтрак целесообразно сделать несколько позже. Пройдя примерно с километр по селу, вернее по его окраине, вы начинаете подниматься на гору Пид Бирдо. Подъем достаточно длительный, поэтому надо запастись терпением. Тропа идет то справа, то слева от просеки, по которой проходила граница, везде заболочена и сильно разбита скотом, поднимающимся на пастбища. Во многих местах есть ржавая колючая проволока и надо внимательно смотреть, чтобы не наступить на нее ногой. Через час-полтора справа открывается небольшая полонина. В лоб идти необязательно. Обходите ее по дороге, идущей с левой стороны склона и, повернув направо, поднимайтесь к виднеющемуся метрах в пятидесяти лесу. Это правая (по ходу вдоль хребта) граница леса, окаймляющего полонину. Влево от подъема, в небольшом овраге находится ручеек. В нем можно набрать питьевой воды. Спуск к нему, по небольшой прогалине в лесу, на склоне оврага. Если воды нет в этом месте, нужно спуститься вниз по течению вдоль ручья. Добравшись до границы леса, лучше остановиться и сделать привал, здесь же можно приготовить горячий завтрак. Влево уходит наверх пограничная просека - продол0жение вашего маршрута. Вправо - вершина горы Пид Бирдо. Сюда же лучше всего дойти для ночлега при начале маршрута на Яблоницком перевале. Справа от дороги находится несколько уютных полянок и кострища. Где взять воду вы уже знаете, а дров достаточно в лесу. Некоторый интерес представляет вершина горы Пид Бирдо. В Первую Мировую войну в период 1914-1916 г. это был узел обороны австро-венгерских войск. Наверху большое количество заваленных землей окопов и укрепленных точек. Осколки снарядов, патроны от разных систем оружия, гильзы от патронов и снарядов далеко не редки. Есть возможность собрать коллекцию патронов от оружия Австро-Венгрии, Германии и России, которое давно снято с производства. Затейливые клейма различных заводов и арсеналов, выбитые на капсульной части гильз, еще более расширяют это разнообразие. Огромные возможности в этом деле дает даже простой металлоискатель. То, что в траве, в листве или в верхнем слое земли практически невидно, будет с его помощью легко найти. Конечно, можно купить дорогой металлоискатель, но если с деньгами у вас небогато, или вы не знаете, понравится ли вам эта затея, попытайтесь сделать такой металлоискатель самостоятельно. Простая и удачная конструкция прибора описана в статье "Три конструкции металлоискателей на микросхемах" (журналы "Радио", 1990 г, №8 или "Радиоаматор", 2000 г., №1). Такой металлоискатель с рамкой диаметром 80 мм позволяет найти медный кружочек диаметром три сантиметра на глубине 7-8 см. Но если вы займетесь такими поисками, необходимо соблюдать технику безопасности. Если вы нашли гранату, мину или снаряд, оставьте их на месте. Домой, в свою личную коллекцию, его все равно брать нельзя: во-первых, опасно; во-вторых, тяжело, а вам тащить его в рюкзаке, а впереди еще целый поход. Так что, самые интересные находки - это гильзы, предметы амуниции и монеты. Поискам способствует то, что большинство предметов в Карпатах находится близко к поверхности. Слой дерна лежит на каменной подстилке, которая не позволяет всяким посторонним предметам проваливаться с течением времени слишком глубоко. Любителям энтомологии тоже будет чем заняться. Восточные Карпаты - уникальный регион. Практически по Карпатам или Предкарпатью (Подолия) проходит восточная граница распостранения многих видов, проникающих к нам из Западной Европы. В первую очередь к ним можно отнести жужелиц таких интересных родов, как Carabus и Nebria, усачей, да и многих других семейств жуков. Среди них присутствуют и эндемики. Большинство бабочек обитающих в Карпатах - среднеевропейские виды. Однако неплохая подборка дневных бабочек будет украшением вашей коллекции. Наверно, много интересного могут найти и любители ботаники и геологии. От горы Пид Бирдо по хорошей грунтовой дороге, проложенной по пограничной просеке, двигаетесь дальше. Впереди гора Кукуль с одноименной полониной. До нее час-полтора. Большой участок дороги пройдет по лесу. Если есть немного времени в запасе - ищите грибы. Несколько белых грибов или пакет сыроежек - отличное дополнение к предстоящему ужину. И те и другие отваривать перед приготовлением не надо. Белые грибы знакомы всем, а сыроежки нужно брать только с зеленой шляпкой. Сыроежки с красной шляпкой на вкус неприятны. Зажаренные на сале и залитые майонезом, грибы доставят удовольствие любому гурману. Итак, группа на полонине Кукуль. Линия пограничных столбиков ушла влево и идет по "гребню" хребта. Дорога проложена прямо на склоне и проходит мимо пастушеских стоянок. Если вы курите, и у вас нет желания расстаться с хорошими сигаретами, запаситесь "Примой". Желающих "стрельнуть" будет более чем достаточно. Любителям военного "металла" нужно опять внимательно смотреть на дорогу. Следы войны видны на каждом шагу. Примерно в средней части полонины прямо у дороги несколько источников и поилки для скота. Дальше через небольшой, заросший лесом овраг, затем немного вверх, не сворачивая с дороги, практически по "гребню" хребта и снова от него несколько вправо. Ответвления от дороги часто сворачивают вправо, но идти туда не нужно. Эти дороги идут к летовкам пастухов. Постепенно дорога превращается в тропу, хотя дороги в горах крайне изменчивы и к жилой летовке она может быть наезжена. Впереди последняя на полонине летовка, слева, чуть впереди, вершина горы Кукуль, а прямо впереди лес. Пройдя через летовку, нужно выйти на дорогу, уходящую в лес. С левой стороны родник и поилка для скота. Тут очень важно не ошибиться. Идя по грунтовой дороге по лесу, минут через 10 -15 необходимо свернуть практически под прямым углом направо и пойти круто вниз по старой просеке. Чрезвычайно трудно догадаться, что это и есть пограничная просека, идущая по водоразделу к горе Конса. Обязательно убедитесь в наличии пограничных столбиков. Они часто стоят вдоль дороги. Если их нет, вы идете не туда. Впереди еще один опасный поворот. Внимательно смотрите на вершину каждого столбика. Вниз идет достаточно хорошо пробитая дорога и кажется, что нужно идти по ней. Но нам нужно не пропустить поворот влево, градусов на 45 от дороги. Это и будет продолжение маршрута. Это уже не дорога, а иногда пропадающая тропа. Вход на нее плохо заметен, но наличие пограничных столбиков, ржавой колючей проволоки и окопов подскажет правильность выбранного направления. Примерно минут через тридцать впереди покажется заросший холмик. Слева от него будет кострище. Здесь нужно останавливаться на первый привал. Впереди длинный подъем, отсутствие воды и ровных площадок. До следующего удобного места часа два пути. В первую очередь необходимо сходить за водой. Это лучше сделать до наступления темноты. Ручей недалеко, но найти его непросто. Доставайте компас. От стоянки двадцать метров нужно пройти на Юго-Восток, затем метров 50 на Север и затем повернуть на Восток. Впереди будет хороший ручей. В принципе, в лесу сохранилась еле заметная тропа и есть зарубки на деревьях, но их можно не заметить. Утром, огибая с правой стороны холмик, группа продолжает движение. Впереди подъем. Наберитесь терпения. Нам необходимо подняться на плечо горы Конса. С подъема никуда свернуть нельзя и мы, наконец, выбираемся на поляну, расположенную на плече горы Конса. Продолжение маршрута влево. Это хорошо видно по рискам на пограничном столбике. Вы опять в интересном месте. Доставайте металлоискатель. Вдоль тропы, вокруг неё и даже на тропе можно найти много интересного. Патроны, остатки амуниции, котелки, фляги, чашки и бутылки разных видов - обычное явление. Это узел обороны Первой Мировой войны. Если спуститься вправо чуть вниз покажутся следы землянок. Влево - несколько рядов окопов и колючая проволока. Любителям насекомых на поляне раздолье - на цветах зонтичных обилие усачей, листоедов и бабочек. Небольшой подъем на вершину, затем тридцатиминутный спуск, и мы в небольшой заболоченной седловине - перед новым подъемом. Посередине седловины стоит пограничный столбик. Возле тропы с правой стороны кострище. Здесь можно отдохнуть, и перекусить. Если Вы потеряли много времени, то тут можно остановиться и на ночевку. Вправо от седловины уходит тропа, по которой можно выйти в урочище Козьмещик и оттуда по хорошей грунтовой дороге в село Лазещина. Через село проходят железная и автомобильная дороги в Рахов. По этой же тропе примерно метрах в ста от стоянки можно найти воду. Она будет течь в небольшом овраге с правой стороны от тропы. Итак, группа на седловине и впереди новый подъем. На вершине снова следы укрепленного пункта. Линии окопов спускаются далеко вниз. Впереди опять спуск, седловина с кострищем и подъем на гору Великая Козмеска. Подъем достаточно затяжной, но легко преодолимый. На плече горы встречает низкорослый сосновый лес. Он будет тянуться до поляны на вершине горы. Идти достаточно тяжело. Ветви цепляются за рюкзак и одежду. В лесу спрятались остатки мощных укреплений. Часть из них прямо возле тропы, но заметить их нелегко, к другим нужно продираться через густые заросли. Минут сорок потребуется на пересечение этого соснового леса, и группа на вершине. Ее украшает пограничный столбик. Очень внимательно посмотрите на указанное на нем направление. Здесь граница, а следовательно и тропа, поворачивает почти на 90° вправо. Начало тропы во мхах и низкорослом кустарнике заметно плохо. Смотрите внимательно, необходимо выйти на просеку, идущую вниз. Вдоль просеки тянется ряд пограничных столбиков. По ней необходимо дойти до заболоченной поляны, расположенной в седловине. Чуть дальше от этой поляны, с левой стороны от тропинки будет сухая поляна и кострище. Здесь надо останавливаться на ночлег. Впереди подъем на Говерлу и перед ним необходимо как следует отдохнуть. Источник воды будет в левую сторону от тропинки и вниз. Необходимо пройти метров пятьдесят по покрытому мхом и заболоченному истоку реки. Ниже появляются удобные места для набора воды. В ручье водятся небольшие плавунчики, а под окрестными камнями можно найти жужелиц рода Nebria двух-трех видов, присущих только Карпатам. В солнечный день на поляне, возле воды будут собираться бабочки. Если осталось немного времени до темноты можно осмотреть еще одно интересное место. Это остатки военного лагеря Первой Мировой войны и кладбище австро-венгерскихи солдат. Для этого по пограничной просеке нужно вернуться немного назад, до пограничного столбика № 3/6. От него влево, на Северо-Запад, отходит малозаметная дорога. Идя по ней, вы скоро увидите многочисленные следы лагеря - остатки землянок, окопы, битый кирпич от каменных построек. Лагерь простирается с обеих сторон дороги. Если по плохо заметной тропке подняться по диагонали вправо вверх метров 50 можно попасть на солдатское кладбище. Захоронения относятся к 1916 г. В 1917 г. на кладбище был установлен памятник. Надписи на некоторых плитах видны достаточно ясно. По этому же склону проходит еще одна линия обороны с глубокими траншеями и дзотами. Она сохранилась в достаточно хорошем состоянии. В этом лесу можно поискать жужелиц и других жуков. Особенно много их попадается в гнилых стволах, лежащих на земле. Итак, утро. Впереди гора Говерла. Очень внимательно присмотритесь к погоде. Если дует ветер, Говерла закрыта облаками и идет дождь - лучше переждать. Весь маршрут по хребту Черногора будет проходить на высоте около 2000 м. Подъем на Говерлу и путешествие по хребту Черногора в плохую погоду может быть крайне опасным. Шквальный ветер со снегом и дождем, полная потеря видимости в низкой облачности, мокрая и скользкая тропа, отсутствие возможности остановиться и снять рюкзак из-за пронизывающего холода - вот ситуации, которые могут возникнуть на этом переходе. И не зимой - это может произойти в июле и августе, тогда когда в долинах буде сиять яркое солнце. Отнеситесь к переходу внимательно. Без теплой одежды и полиэтиленовых накидок для себя и для рюкзака идти по Черногору нельзя, нельзя идти с намокшим снаряжением, нельзя идти в плохую погоду и при грозе - лучше подождать. Если непогода застала группу на хребте, или вернитесь назад по знакомой тропе, или спуститесь на одну из возможных стоянок. Говерла - самая высокая вершина Украинских Карпат и всей Украины. Ее высота 2061 м. Территория Говерлы и хребта Черногора входит в границы Карпатского национального парка и Карпатского заповедника и вследствие этого встреча с егерями практически неизбежна. У егеря лучше купить билеты и спокойно путешествовать дальше. Подъем на Говерлу начинается от стоянки по хорошо пробитой тропе. Чуть дальше, с левой стороны, к ней присоединится широкая тропа, идущая снизу от метеостанции, к которой в свою очередь подходит шоссейная дорога из поселка Ворохта. Дальше отлично пробитая тропа поднимется по склону Говерлы. Подъем достаточно длительный. Несколько раз лучше передохнуть. И вот группа на вершине. Если погода хорошая с горы Говерла перед вами откроется замечательная панорама. Горные хребты Карпат и долины видны во всей своей красе. На Западе возвышается гора Петрос (высота 2020 м), на Юге гора Менчиль (1588 м.) - центр Карпатского государственного заповедника. На Юго-Восток виден весь хребет Черногора до его окончания - горы Черная. Виден и весь пройденный вами маршрут - горы Пид Бырдо, Кукуль, Конса и Великая Козмеска. Немного передохнув на вершине Говерлы и полюбовавшись открывшейся картиной, группа спускается на хребет Черногора. Еще раз посмотрите на погоду. Тропа по хребту проходит полого, без особых спусков и подъемов. Будьте внимательны. Некоторые ответвления тропы уходят в сторону. В хорошую погоду вы не собьетесь, а в тумане можно потерять нужную тропу. Не теряйте из виду пограничные столбики. Они не постоянно идут у тропы, но почти всегда находятся в зоне видимости или в седловинах, или на вершинах хребта. В некоторых местах встретятся сложенные из камней укрепления. На этом хребте водятся очень интересные жуки. В первую очередь к ним относятся жужелицы родов Carabus и Nebria, а также многие другие виды жуков. Это типичные высокогорные виды, в основном встречающиеся в Альпах. Жужелицы на хребте, в том числе и рода Carabus активны днем, и их можно собирать прямо на тропинке. Усачи и листоеды различных видов попадаются на цветах и других частях растений. Жужелицы рода Nebria достаточно обычны у снежников и ручьев. В небольших водоемах встречаются водяные жуки. Бабочки большим разнообразием не отличаются. Но несколько видов чернушек могут быть достаточно интересны. В заваленных окопах и около них можно найти гильзы и патроны. При хорошей погоде часа через полтора-два с левой стороны внизу покажется озеро. Если вы идете в тумане, спуск к озеру у пограничного столба № 35. От него уходит вниз хорошо пробитая тропа. Возле озера можно остановиться на ночлег. От него вниз уходит дорога к метеостанции. Сюда же можно уйти в случае непогоды. Но если есть возможность, лучше пройти дальше. Еще через час другое озеро появится в ущелье с правой стороны от тропы. У этого озера стоит остановиться на ночлег. Спуск к нему начинается у столбика 27/5. Сначала тропа незаметна, но потом становится видимой на спуске. Спуск крутой, и надо идти не торопясь. Придется пересекать несколько каменных осыпей. Тропинка огибает озеро с левой стороны и выходит на площадку, расположенную на его берегу. На этой площадке есть кострища. Здесь можно поставить палатки и переночевать. Воду вы набираете в многочисленных источниках на берегу озера и склонах ущелья. Если нет примуса, придется поискать дрова. Здесь их немного и ходить надо далеко. В этом случае лучше остановиться на площадках метрах в 50 ниже озера. Идти к ним придется прямо по каменным осыпям, по которым бегут ручейки. У озера и ручейков под камнями обитают многочисленные жужелицы. Если у вас есть желание и погода благоприятствует, у этого озера можно сделать дневку. В этот день можно осмотреть окрестности, отдохнуть или провести бытовые мероприятия. Поднимаемся наверх после ночевки по той же тропинке. Другим путем наверх можно выйти, идя траверсом на Юго-Восток вдоль хребта. Тропа начинается у озера, делает несколько небольших поворотов и начинает подниматься вверх по склону. В первой половине пути она хорошо пробита. Но на средине склона, на террасах у небольших озер она пропадает в траве. В туман дорогу потерять очень легко. Ну а в ясную погоду группа легко выйдет в седловину перед горой Мунчель и продолжит свой маршрут по хребту. Отлично пробитая тропа идет к горе Черная (2020 м). До нее от седловины два с половиной-три часа пути. По пути вы будите любоваться открывающимися перед вами видами. Желающим можно осматривать встречающиеся по пути укрепления или собирать насекомых. Кстати, следует сказать, что металл на хребте сохраняется очень хорошо, и можно найти интересные экспонаты. Не доходя до начала подъема на гору, с правой стороны на хребет поднимается дорога. Эта дорога продолжается до самой обсерватории. Итак, вы стоите у подъема на гору Черная. Как древний замок возвышается на ней обсерватория. Издали этот вид производит большое впечатление. К сожалению не все, что красиво и интересно на расстоянии, является таковым вблизи. Поднявшись на гору, вы убедитесь, что развалины обсерватории не представляют ничего интересного. Стены сохранились полностью. Но внутренняя часть здания разрушилась, многие перекрытия провалились. Осматривать внутри это сооружение не стоит. Только потеряете время. Отсюда есть два пути. Первый путь назад, он более длинный и напряженный. Но он интереснее. В тот же день можно вернуться по хребту назад, остановившись на ночь у одного из озер. На следующий день пройти по хребту до Говерлы, по хорошо пробитой тропе обогнуть Говерлу слева, спуститься по ее плечу в урочище Козьмещик и переночевав там, выйти к станции железной дороги или шоссе в селе Лазещина. При этом надо учитывать то, что выходить на шоссе необходимо в первую половину дня, иначе можно никуда не уехать, а поезд Рахов-Львов остановиться на станции Лазещина около половины третьего ночи. Такой маршрут займет два дня. В урочище Козьмещик есть приют Козьмещик (филиал турбазы пос. Ясиня), и домики КСС. Во всяком случае, нормальный ночлег будет. Здесь можно остановиться на несколько дней, посмотреть окрестности и сходить на одну из высочайших вершин Карпат - гору Петрос (2020 м), замечательно отдохнуть после похода, в изобилии набрать малины и грибов, сходить в баню. Любители энтомологии найдут разнообразных жуков и бабочек. Ближайшие магазины находятся в селе Лазещина. От приюта Козьмещик до села и обратно не более четырех часов. Второй путь более короткий, но менее интересный. С горы Черная можно спуститься в город Рахов и сесть на поезд Рахов - Львов, отходящий в 2 часа 15 минут ночи (время Киевское) с вокзала Рахов. Для этого необходимо продолжить путь по водораздельному хребту и вовремя свернуть, что бы выйти на дорогу, идущую в селение Говерла. Не пропустите нужный поворот. Стоя на площадке у обсерватории, создается впечатление, что хребет поворачивает на Восток, туда же уходит и хорошая дорога. Но на самом деле водораздельный хребет здесь круто сворачивает на Юго-Запад. Внимательно посмотрите, куда уходят пограничные столбики. Двигаться необходимо вдоль них вниз. Впереди видна гора Стог. Она находится на границе Украины и Румынии. Дальше по хребту начинается пограничная зона. После спуска с обсерватории, перед границей леса необходимо свернуть влево по дороге идущей в западном направлении. Здесь есть поляны, где можно остановиться на ночевку. Следующий день потратится на то, чтобы добраться до города Рахов. Возможны и другие варианты маршрута, но в целом район хребта Черногора, один из самых интересных и красивых районов Восточных Карпат. Энтомологический анализ района Карпаты - один из самых интересных энтомологических районов не только Украины, но и всей Восточной Европы. Ядро фауны составляют мезофильные среднеевропейские виды насекомых, в том числе и альпийские, при значительном количестве средиземноморских, европейско-сибирских и северных видов. Достаточно высок и уровень эндемизма. Благодаря ярко выраженному расчлененному рельефу, высотной поясности и, связанными с этими факторами экологическими и микроклиматическими изменениями, количество видов и подвидов насекомых в Карпатах достаточно многочисленно, разнообразно по экологии и имеет свои особенности. К главной особенности можно отнести то, что в связи с возрастанием континентальности климата на Восток происходит исчезновение многих европейских видов, и часть из них не выходит за границы Карпат. Карпаты являются естественной восточной границей их распространения. К другой немаловажной особенности следует отнести наличие разнообразных биотопов, среди которых можно выделить несколько основных:
Это обуславливает распространение на небольшом участке значительного количества видов и подвидов насекомых, в том числе и жуков. В первую очередь к ним необходимо отнести жужелиц (Семейство Carabidae). Их насчитывается более 450 видов. Одними из самых интересных жужелиц является рода Carabus L. Это излюбленный объект коллекционирования, привлекающий внимание всех энтомологов - и профессионалов и любителей. По последним сводкам в фауне Восточных Карпат обитает 22 вида рода Carabus L. Все они приведены в таблице:
Виды C. (Orinocarabus) silvestris transsylvanicus Dej., C. (Orinocarabus) linnei Panz., C. (Platycarabus) variolosus F., C. (Chaetocarabus) intricatus L., C. (Trachycarabus) rybinskii Rtt., C. (Platycarabus) fabricii malachiticus Thoms., C. (Platycarabus) irregularis F., C. (Chrysocarabus) auronitens escheri Pallrd. - свойственны Западной и Центральной Европе. Подроды Orinocarabus, Platycarabus, Hygrocarabus, Chrysocarabus имеют восточную границу в Карпатах. К "карпатским" можно условно отнести еще несколько видов. Это обитающий в буковых и смешанных лесах равнинной части Предкарпатья C. (Eucarabus) ullrichi Germ. и, скорее всего, встречающиеся достаточно редко Carabus (Hadrocarabus) problematicus Hbst. и Carabus (Hemicarabus) nitens L. Впрочем, нахождение двух последних видов требует подтверждения. Сюда же заходит и часть типичных карпатских видов. Весь предлагаемый маршрут проходит сначала по верхнему лесному поясу (до г. Говерла) с выходом на полонину горы Кукуль, затем по субальпийской зоне хребта Черногора. По маршруту можно найти следующие виды жужелиц рода Carabus L.:
Для коллекционирования достаточно интересен род Nebria Latr. Большинство представителей этого рода жужелиц обитает в горах у рек и ручьев, снежников и ледников. В Карпатах этот род представлен типичными альпийскими видами, в основном являющимися видовыми или подвидовыми эндемиками. По последним сводкам из отмеченных в СНГ 71 вида Nebria Latr. в фауне Восточных Карпат обитает 9 видов этого рода. Все они приведены в таблице:
На предлагаемом маршруте можно найти следующие виды жужелиц рода Nebria Latr:
Вероятно нахождение и других видов рода Nebria на описанном маршруте. Еще несколько родов и видов семейства жужелиц безусловно привлекут внимание. Это, прежде всего, род Cychrus F. Жужелицы этого рода отличаются очень вытянутой переднеспинкой и узкой головой. Этот род интересен тем, что имеет разорванный ареал распространения видов. Из восьми видов рода, обитающих в странах СНГ, четыре обитают на Кавказе, два - на Дальнем Востоке и три - в Восточных Карпатах. Причем, Cychrus attenuatus F. встречается только в Карпатах, Cychrus semigranosus Pallrd. встречается в Карпатах и Предкарпатье и лишь Cychrus caraboides L. имеет достаточно широкий ареал распространения в Восточной Европе. Последний вид достаточно часто встречается в верхнем лесном поясе Карпат и часто попадается под корягами и гнилыми стволами. Род Cicindela L. (Скакун) в Карпатах представлен четырьмя видами. Из них два являются широко распространенными: Cicindela (Cicindela) sylvatica L. и Cicindela (Cicindela) campestris pontica Fisch. Cicindela (Cicindela) hybrida riparia Dej. является подвидовым эндемиком Карпат. Интерес представляет Cicindela (Cicindela) sylvicola Latr. & Dej., встречающийся на полонинах в невысокой части хребтов. Обратит на себя внимание ярко металлический (медно-красный, зеленый или бронзовый) Pterostichus pilosus Hbst. и достаточно крупный черный с резкими ребрами на надкрыльях Abax ater Vill. Первый вид встречается только в Карпатах, второй имеет более широкое распространение на территории Украины. Семейство Усачи (Cerambycidae) представлено в Карпатах европейскими, европейско-сибирскими и южноевропейскими видами. Их известно около 200. Большинство из них широко распространено в Европе. В основном они встречается на цветах и древесных стволах. Достаточно интересными для коллекционера является несколько видов:
Большим разнообразием видов представлены и другие семейства жуков. В Карпатах встречается более 1000 видов семейства Стафилины (Staphylinidae). Среди них попадается большое количество эндемиков. Около 100 видов насчитывает семейство Мертвоеды (Silphidae). Мертвоед Ribinskiella magnifica является эндемиком Карпат. Более 400 видов насчитывают представители семейства Листоеды (Chrysomelidae). В горных озерах и ручьях можно собрать интересную коллекцию водяных жуков. Вам встретится и много других заслуживающих внимания видов. Коллекция патронов, гильз и военного снаряжения Коллекционирование оружия, военного снаряжения и других предметов военной тематики - один из самых увлекательных видов коллекционирования. К сожалению, такой вид "хобби" очень дорог, труднодоступен и зачастую входит противоречие с законом. Коллекционирование боеприпасов можно отнести к коллекционированию оружия. Рассматривая изменение их конструкции удаётся проследить весь путь развития огнестрельного оружия от простейшего до самого современного. Большое количество выпущенной в последнее время литературы позволит с высокой точностью классифицировать найденное и подробно познакомиться с конструкцией оружия, историей его создания, его "предками" и "потомками". Активные военные действия в этом районе Карпат велись дважды - в Первую Мировую войну (1914 - 1916 г.) и во вторую Мировую войну (в 1944 г). До Первой Мировой войны здесь проходила граница между Австро-Венгрией и Россией. Между Первой и Второй Мировой войнами - между Чехословакией и Польшей, затем - между Венгрией и Польшей. После Второй Мировой войны эта территория вошла в состав СССР. Найденные на маршруте патроны, гильзы и другие разнообразные предметы можно условно отнести к двум периодам: период Первой Мировой войны (1914 - 1917 г.) и период между Первой и окончанием Второй Мировой войны (1917 - 1944 г.). Большинство предметов довольно точно датируются за счет наличия дат и рисунков на донных клеймах гильз от стрелкового оружия, в изобилии встречающихся на местах боев и в старых опорных пунктах. Общий вид гильз и пуль, их донные клейма, общий облик обойм позволит достаточно легко классифицировать найденные предметы. Так археолог датирует найденные объекты по датам и рисункам на монетах, характерным изображениям или виду ремесленных изделий. Для подробного ознакомления с общим видом оружия, его конструкцией, боеприпасами и другими интересными фактами лучше всего приобрести кни-гу А.Б.Жук "Стрелковое оружие", изданную Военным издательством в 1992г (Москва). К периоду Первой Мировой войны можно отнести патроны и предметов военного снаряжения воюющих стран Австро-Венгрии, Германии и России в изобилии встречающихся на протяжении всего маршрута. В первую очередь сюда относятся гильзы и патроны от стрелкового оружия. В большом количестве встречаются гильзы и патроны от винтовок и карабинов различных типов. Гильзы и патроны от револьверов и пистолетов попадаются крайне редко и в силу этого в настоящем разделе не представлены. К наиболее распространенным типам патронов и гильз следует отнести оружие воюющих сторон:
Во время Первой Мировой войны русская армия испытывала недостаток в стрелковом вооружении. Вследствие этого, кроме винтовок Мосина образца 1891 г. на ее вооружении были иностранные винтовки: японские Арисака 1897 и 1905 гг., австро-венгерские Менлихера 1889 и 1895 гг., германские "88" и"98", американские "Винчестер", приспособленные под русский патрон. Кроме этих винтовок использовались также различные устаревшие образцы, стрелявшие патронами, снаряженными дымным порохом. Видимо вследствие таких же обстоятельств на вооружение Германии или Австро-Венгрии попали французские винтовки (карабины) Лебель М1886, М1892. К следующему периоду - между Первой и окончанием Второй Мировой войны можно отнести достаточно редко встречающиеся гильзы и патроны от оружия Чехословакии, Венгрии, Польши. Эти патроны и гильзы встречаются у тропинки проходящей по бывшей границе. Скорее всего, они были использованы или потеряны пограничными нарядами при охране границы. Еще одну группу составляют патроны и гильзы периода Второй Мировой войны. Они встречаются на местах боев. Использовалось оружие Советского Союза (России), Германии и Венгрии. Возможна встреча с оружием других стран, оккупированных Германией. Все находки легко датируются по донным клеймам гильз. В общепринятом обозначении патрона первой цифрой указывается калибр, второй цифрой его длина. Наличие после второй цифры буквы R (от слова Rand) обозначает наличие у гильзы фланца. В бесфланцевых гильзах, имеющих проточку у капсульной части такая буква отсутствует. Типы используемого оружия всех вышеперечисленных стран, общий вид патронов, пуль, донных клейм на гильзах, пачек патронов и обойм приведены ниже:
Австро-Венгрия
Венгрия
Германия
Польша
Россия и СССР
Франция
Чехословакия
Япония Конечно, далеко не все из вышеперечисленных боеприпасов встретятся на маршруте. Такой перечень дан для того, что бы легко узнать все возможные находки. В укреплениях, относящихся к Первой Мировой войне, встречаются в большом количестве:
В единичном количестве попадаются:
Вдоль пограничной тропы часто попадаются гильзы от патронов 8 х 56R от винтовки 33М или 35М (Вегрия) периода между первой и окончанием второй Мировой войны (1917 - 1944 г). На перевалах хребта Черногора, полонинах гор Говерла и Петрос везде, где в 1944 г. проходили бои за Карпаты наверняка можно встретить в большом количестве патроны воюющих сторон. Возможности для поиска достаточно велики. Следует однако сказать, что без хотя бы простого металлоискателя эти поиски будут затруднительны и скорее всего не принесут желаемого результата. Схема такого металлоискателя и ее описание приведено в этой статье. Его может изготовить и настроить любой, кто имеет желание заняться этим интересным делом. Из периода между Первой и окончанием Второй Мировой войны (1917 - 1944г) непосредственно вдоль пограничной тропы часто попадаются гильзы от патронов 8 х 56R от винтовки 33М или 35М (Вегрия). На перевалах хребта Черногора, полонинах гор Говерла и Петрос везде, где в 1944 г. проходили бои за Карпаты наверняка можно встретить в большом количестве патроны воюющих сторон. Возможности для поиска достаточно велики. Следует однако сказать, что без хотя бы простого металлоискателя эти поиски будут затруднительны и скорее всего не принесут желаемого результата. Что касается всего другого военного снаряжения и боеприпасов, то к этому вопросу нужно подходить крайне избирательно. Предметы амуниции, фляжки, бутылки, котелки, каски, штыки, остатки оружия и гильзы от снарядов можно брать без всяких проблем. Изделия из цветных металлов сохранились достаточно хорошо. Из-за высокой влажности и сырой почвы сохранность изделий из черного металла плохая. Уже в силу этого гранаты, мины и "целые" снаряды в металлических корпусах, которые нередко попадаются в окопах трогать нельзя. За этим нужно следить особенно внимательно, когда предметы найдены с помощью металлоискателя и находятся в земле. Их расчистку необходимо вести очень аккуратно. Занимаясь таким "хобби" сразу нужно признать то, что риск есть и будет. Оцените сами - нужен ли он вам. Датировка найденных предметов практически всегда будет совпадать с датами, указанными на клеймах донной части винтовочных гильз. Затейливые клейма на донной части гильз, представленные на рис.29 - 92 делают находки еще более интересными. На них может присутствовать знак фирмы или завода - изготовителя, год выпуска, маркировка оружия и многие другие данные. Диаметры донных частей гильз различны, но для удобства сравнения у нас принят единый диаметр изображения. Для каждой из стран на прилагаемых рисунках приведены наиболее характерные образцы, для них указаны предприятия - изготовители. Клейма относятся к винтовочным, револьверным и пистолетным патронам.
Австро-Венгрия
Венгрия
Германия
Здесь перечислены замеченные и часто встречающиеся модификации.
Польша
Россия и СССР
Франция
Чехословакия
Япония Простой металлоискатель
Принцип действия и конструкция металлоискателя.
Принцип действия описываемого ниже прибора основан на сравнении значений частоты колебаний двух генераторов: образцового и перестраиваемого, изменяющего частоту под действием на его колебательный контур искомого металлического предмета. По сравнению с другими известными методами: - метод сравнения значений частоты (иными словами, метод биений) менее эффективен, однако более прост в реализации. Построенные с его использованием металлоискатели компактны, не требуют тщательной настройки и мер по жесткой стабилизации частоты, неприхотливы в эксплуатации, благодаря чему и получили широкое распространение. Предлагаемая схема (рис.1) имеет достаточно неплохие, хотя и скромные показатели. Используя, собранный по ней металлоискатель, пятикопеечную монету можно обнаружить на глубине 80 - 100 мм, а крышку колодца на глубине 500 - 600 мм. Ввиду того, что поиск будет вестись в горных условиях, где толщина грунта невысокая, а под грунтом находится камень, этого металлоискателя вполне хватит для проведения первых поисковых работ. Но главное достоинство предлагаемой схемы то, что она действительно работает и ее можно настроить в домашних условиях даже человеку, не имеющему опыта работы с радиоаппаратурой. Металлоискатель выполнен на базе двух генераторов: образцового и перестраиваемого. Образцовый генератор металлоискателя выполнен на двух элементах микросхемы DD2 и настроен на частоту 1 МГц. Требуемую стабильность частоты обеспечивает кварцевый резонатор ZQ1. Перестраиваемый генератор выполнен на двух элементах микросхемы DD1. Его колебательный контур настроен L1C2C3 VD1 на частоту в несколько раз меньшую, чем образцовый генератор. Для настройки контура применен варикап VD1, напряжение на котором регулируют переменным резистором R2. На элементе DD1.4 выполнен смеситель. Элементы DD1.3 и DD2.3 используются как буферные. Индикатором поиска служат головные телефоны BF1. Металлоискатель смонтирован на печатной плате из фольгированного стеклотекстолита толщиной 1,5 мм. Чертеж печатной платы и расположение деталей приведено на рис.2. Плата рассчитана на установку постоянных резисторов МЛТ-0,125, МЛТ-0,25, конденсаторов КТ-1 (С2, С3, С5-С7), КМ-4 или К10-7В (С1, С4, С8, С10) и К50-6(С9). При этом конденсаторы КТ-1 (трубчатые) необходимо выбрать с самым стабильным значением ТКЕ (М1500 или М750). Значение ТКЕ присутствует в маркировке конденсатора. В случае его отсутствия, о значении ТКЕ говорит окраска корпуса конденсатора или наличие на нем цветных точек. М1500 - цвет зеленый, М750 - цвет красный. Переменный резистор R2 малогабаритный, любого типа. Головные телефоны типа ТОН-2. Можно использовать и головные телефоны для современных магнитофонов и т.д. В этом случае необходимо дополнить схему регулятором громкости звука (Рис.3). Он подключается непосредственно к выходу 11 DD1.4. через резистор R6 - 10 кОм. При этом конденсатор С10 исключается. Если используются высокоомные телефоны (ТОН 2, ТЭГ-1) то взамен транзистора КТ502 (VT1) можно установить транзистор КТ361, взамен транзистора КТ503 (VT2) - КТ315. При использовании низкоомных головных телефонов транзистор КТ503 необходимо заменить на КТ603Б или КТ608Б. Схему можно упростить. В этом случае сигнал с движка переменного резистора R7 подается непосредственно на базу транзистора КТ315Б. Коллектор транзистора подключен к плюсу источника питания. Эмиттер к одной из клемм головных телефонов. Другая клемма головных телефонов подключена к минусу источника питания. Этот вариант показал работоспособность с малогабаритными головными телефонами от современных магнитофонов. В качестве DD1, DD2 более целесообразно использовать микросхемы серии К561. Кварцевый резонатор ZQ1 может быть 500 кГц - 1 МГц. Может быть использован кварцевый резонатор частотой до 1,8 МГц, но в этом случае между выходом 10 DD2.3 и смесителем целесообразно установить делитель частоты на микросхеме серии К176 или К561, понижающий образцовую частоту до 0,5…1 МГц. Поисковая катушка выполнена в виде кольца диаметром 80 мм проводом ПЭЛШО 0,27. Количество витков - 70. Индуктивность катушки 1,2 мГн (1200 мкГн). Можно использовать провод другого сечения. Проволочное кольцо удобно наматывать на стеклянной банке емкостью 1 литр. Намотку следует производить очень аккуратно, не допуская маленьких петель (короткозамкнутых витков). После снятия проволочного кольца его необходимо обвязать капроновой ниткой, пропитать цапонлаком (или лаком другого типа) и дать ему высохнуть. После намотки кольцо обвертывается лентой из алюминиевой фольги. Это делается для электростатического экранирования, необходимого для устранения влияния емкости между катушкой и землей. При намотке ленты следует помнить, что электрический контакт между ее концами недопустим (в противном случае образуется короткозамкнутый виток). Для защиты от повреждений катушку необходимо обмотать одним - двумя слоями поливинилхлоридной изоляционной ленты. Желательно установить катушку в корпус из диэлектрика, например текстолита или оргстекла. Это убережет ее от повреждений. Следует отметить, что диаметр поисковой катушки может быть как больше, так и меньше указанного значения. С его уменьшением “зона захвата” сужается, но прибор становится чувствительным к мелким предметам. Но в этом случае количество витков необходимо пересчитать по формуле: Где: Питание металлоискателя можно осуществлять от батареи “Крона” или любого другого источника питания напряжением 9 В. Печатная плата с органами управления должна размещаться в металлическом корпусе из латуни, алюминия или луженой жести толщиной 0,4…0,6 мм. Корпус желательно закрепить хомутами на поисковой штанге диаметром 20 мм. Для нее может быть использована лыжная палка или любая другая подходящая дюралюминиевая трубка диаметром 16…22 мм. К противоположному концу штанги крепится поисковая катушка, при этом следует учесть то, что нижняя часть штанги (200 - 300 мм.) должна быть выполнена из диэлектрического материала. Угол между плоскостью ее витков и осью штанги 55…80о. Штангу целесообразно сделать разборной (из трех частей), поисковую катушку сделать съемной, предусмотрев для этой цели подходящий коаксиальный разъем, устанавливаемый на корпусе прибора. С платой катушку необходимо соединить коаксиальным кабелем типа РК75 (тонкий кабель от телевизионной антенны). Налаживание металлоискателя.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© Copyright 2010 Entomolog.narod.ru. Все права защищены. Фотография в меню предоставлена А. Сочивко. |